Всегда соблюдать особую осторожность - значит все время быть в стрессовом
состоянии и стать неврастеником, а они чаще попадают в неприятные ситуации.
Но все равно всего не предусмотришь. Потому важно привыкнуть к умеренным
скоростям и спокойным маневрам, чтобы расслабляться за рулем, а порой и
переходить на <автопилот>.
Можно ли отвлекаться при управлении автомобилем? Не только можно, но и нужно.
Вернее не отвлекаться, а переключать свое внимание с одного объекта на другой.
Каждый водитель может позволить себе быть невнимательным лишь настолько,
насколько это не мешает ему контролировать ситуацию на дороге и должным
образом реагировать на появление опасности. <Время невнимательности> должно
уменьшаться с ростом скорости движения. Сознание ответственности за управление
автомобилем перед другими водителями и пешеходами поможет, не насилуя себя
сверхосторожностью, выбирать режимы движения так, чтобы не попадать в нежелательные
ситуации.
Основная цель водителя - равномерное движение, позволяющее своевременно
замечать сигналы, знаки и другую информацию, управлять без напряжения в
сложных условиях движения. Не поддавайся азарту гонок. Видя неумные поступки
других участников движения, не теряй благоразумия.
Неправильные действия других водителей могут вызывать раздражение, возмущение,
испуг, которые возбуждают нервную систему, пагубно отражаются на сердечно-сосудистой
системе. Водителю с излишней возбудимостью опасно находиться за рулем, рано
или поздно это его свойство приведет к происшествию.
Безаварийное вождение удается водителям, обладающим смелостью, уравновешенностью,
пониженной возбудимостью, высокими моральными качествами, умением приноравливаться
к условиям потоков движения.
Но смелый водитель, не утруждающий себя моральными нормами, опасен - такие
становятся виновниками аварий. Уравновешенный водитель устойчив к стрессам,
уверенно действует в сложных ситуациях, не <психует> в пробках и при ошибках
других водителей, уступает дорогу дуракам, думает за них.
Водить безопасно - вести машину плавно, без рывков руля, без резких разгонов
и замедлений, почти без применения колесных тормозов. Такая тактика обеспечивает
и наибольшую экономичность - ниже расход топлива, меньше износ автомобиля,
нагрузка на нервную систему, да и расходов на лечение. Выбирай тактику движения,
приспосабливаясь к ситуации на дороге.
Нет происшествий без причин. Не заметив предупреждающего знака, можешь оказаться
в канаве. Перестав поглядывать в зеркало заднего вида, не сразу замечаешь
обгон, от неожиданности дергаешь руль и попадаешь в кювет. Иной раз происшествия
случаются и из-за медленного выполнения правильно принятого решения.
Важно правильно определять скорости движения своего, попутных и встречных
автомобилей, а также пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов, гужевых повозок
и т.д. Нужно уметь рассчитывать расстояние до объектов.
Всегда ожидай неожиданностей. Тогда, если что-то случится, ты будешь наготове.
Ситуация ежесекундно меняется, и ее оценка происходит постоянно. Если автомобиль
остановился, то из него могут выйти люди. Летом из машин выходят быстро,
а осенью и зимой медленно.
Чаще попадают в аварии именно те, кто ездит нерегулярно, из-за потери навыков.
Но и прочные навыки управления автомобилем в обычных условиях не выручают
в аварийных ситуациях - в них требуются уже другие навыки.
Наборы действий, выполняемых при перестроениях, поворотах, разворотах, остановках,
обгонах, проездах через нерегулируемые перекрестки, должны отрабатываться
до автоматизма и не требовать предварительных обдумываний. Выработка автоматизированных
действий повышает безопасность движения, снижает физическую и нервную нагрузку
и увеличивает работоспособность. Водитель, привыкший к автоматизированным
схемам действий в разных ситуациях, имеет время на оценку обстановки, приобретает
выдержку, хладнокровие и решительность. Находить в непривычном привычные
элементы - на этом принципе основано обучение водителей управлению в сложных
и критических ситуациях, преодолению психологического барьера боязни таких
ситуаций.
Мастерство водителя проявляется в использовании замедлений. Замечено, что
неопытные водители тормозят в пять раз чаще, чем опытные.
Многочисленные эксперименты подтверждают, что чрезмерно скоростное движение
на больших расстояниях дает незначительный выигрыш во времени дорогой ценой
громадного нервного перенапряжения, перерасхода топлива, большего износа
автомобиля и преодоления множества рискованных ситуаций.
Для быстрого движения важна не скорость на отдельных участках, а высокая
средняя скорость. Иногда водитель не может взять в толк: почему, если в
дальней поездке он старался ехать как можно быстрее, в пересчете на всю
дистанцию средняя скорость получилась на удивление малой.
Развивай способность предугадывать возможные действия других участников
движения и совершать действия, направленные на уменьшение риска. Навыки
предвидения ситуации доведи до уровня инстинкта. При плохой обзорности нужно
буквально чуять опасность. Привыкни держать в поле зрения дорогу, знаки,
других участников движения. Автомобили с неместными номерными знаками, с
заваленными грузом задними стеклами, с бурно жестикулирующими пассажирами
опасны непредсказуемостью направления движения. Велосипедисты, мотоциклисты,
подростки на роликовых коньках и досках, дети с мячами и без - всех нужно
видеть. Темные пятна на дороге в холодную погоду могут оказаться обледеневшими
участками. Если грузовой автомобиль с прицепом смещается влево или вправо,
не торопись его обогнать возможно, он готовится к повороту и вынужден выезжать
на середину дороги для обеспечения большего радиуса.
Автомобиль даже у опытного водителя может стать причиной беды. Риск аварий
можно уменьшить, освоив приемы противоаварийного управления - они сохраняют
жизнь и автомобиль в самых тяжелых условиях. Например, управляя смещением
центра тяжести, можно перескочить через бугры и ямы, ничего не повредив.
Стабилизировать автомобиль при заносе можно ускоренным рулением, сделав
четыре движения руками в секунду, но большинство водителей могут сделать
всего два. Как правило, водители знают всего 2 - 3 приема торможения, а
их гораздо больше, если учитывать и приемы спортсменов. <Мгновенные> неожиданные
движения автомобиля на самом деле длятся не один миг, и есть способы воздействовать
на них в это время.
Мастерство меняет психологию водителя - будешь сдерживать излишки градусов
руления, которые провоцируют снос передней оси, не будешь резко давить на
<газ>, понимая, что пробуксовка вызовет занос, почти перестанешь тормозить
педалью, зная негативные последствия.
Нарабатывай автоматические навыки контроля условий движения и собственного
состояния. Вот некоторые приемы и навыки, которыми рекомендуют овладеть
для безопасного вождения автомобиля.
Все элементы обстановки движения воспринимай как объекты опасности, выделяй
из них представляющий в каждый момент наибольшую опасность и на нем сосредоточивай
внимание.
Если обзорность недостаточна, ориентироваться в транспортном потоке можно,
наблюдая за другими водителями, - так избежишь попадания в сложные ситуации.
Психологическое состояние должно определять выбор скорости. Уловив изменение
самочувствия, либо сбавь скорость, либо остановись, либо заставь себя сконцентрироваться.
Выбирай скорость движения исходя из возможности остановки автомобиля в пределах
видимости или перед объектом опасности.
По свободной дороге не стоит ехать рядом с другим автомобилем - или обгоняй,
или отставай.
Держи вокруг себя как можно более широкое свободное пространство, наблюдая
за ближайшими автомобилями.
Если к твоей машине кто-то <приклеился> сзади - есть такой тип водителей,
- уйди от него, повысив скорость или пропустив его.
Уменьшай остановочный путь автомобиля, сокращая величину времени реакции
тренировками.
Обеспечь безопасность управления постоянной собранностью, самодисциплиной
и непрерывным прогнозом ситуации.
Определяй степень опасности по прямым и косвенным признакам заранее, чтобы
исключить эффект неожиданности. В сложных ситуациях действуй на опережение.
Выявив объект опасности, предотврати возникновение аварийной обстановки
- если она возникнет, найти выход в большинстве случаев невозможно.
Найди изъяны в своей технике и тактике управления и поста исправить их с
помощью специалиста либо самостоятельно.
Изучи поведение своего автомобиля при управляющих действиях, и заметишь,
что он ведет себя по-разному в нормальных условиях и в предельном скоростном
режиме.
Следи за техническим состоянием своего автомобиля - даже незначительный
изъян вызовет проблемы в критических условиях.
Всегда управляй двумя руками. Обе руки на руле в верхнем секторе - это готовность
к экстремальным действиям.
Приучи себя перед маневром включать пониженную передачу - увеличив обороты
двигателя, поднимешь его мощность и сократишь время маневра.
Для экстренной остановки на коротком участке тормози ступенчатыми импульсами,
чтобы избежать блокировки колес.
Не допускай резких маневров влево - вправо на высокой скорости, это обязательно
вызовет занос или опрокидывание автомобиля.
Устраняй неожиданный занос автомобиля резким рывком руля в сторону заноса,
но не забудь сразу выровнять колеса.
Не спеши, даже если опаздываешь. Спешкой не выиграешь времени, но резко
увеличишь рискованность поездки.
Уступай дорогу тому, кто справа.
Если увидишь, что встречные фары идут прямо на тебя, хотя ты - на своей
полосе, сразу съезжай с дороги как можно дальше - водитель встречной машины
или спит, или пьян. Давай дорогу дуракам, думай за них, держись от них подальше.
Источник: |