Длительность отдельных упражнений зависит от степени усвоения. Основная
проблема в начале занятий - научиться одновременно выполнять различные
действия: обе ноги работают педалями, обе руки заняты рулем и рычагом
переключения передач, глаза фиксируют ситуацию на дороге, мозг оценивает
ее, принимает решения и дает команды мышцам. Водитель при управлении автомобилем
в условиях интенсивного городского движения выполняет 40-50 операций на
1 км пути только руками и ногами, а количество операций мозга не поддается
подсчету.
За рулем в начале обучения не стоит находиться более 30 минут. По мере
достижения автоматизма в выполнении сложных приемов управления время занятий
постепенно увеличивай. В конце обучения води автомобиль не менее 2 часов
непрерывно днем и 1 час ночью. В результате нужно научиться уверенному
вождению автомобиля в различных дорожных условиях и в обстановке интенсивного
движения с неуклонным соблюдением правил движения.
Выезжай на улицы города сначала только в выходные дни или рано утром,
чтобы привыкнуть к разметке, светофорам, знакам, указателям, освоить нужные
маршруты, перестроения перед поворотами. Когда запомнишь маршруты и сможешь
проехать, автоматически реагируя на знаки, указатели и разметку, можно
начинать выезжать в более оживленные часы. Днем внимание дополнительно
загружено слежением за другими автомобилями, за людьми, переходящими и
перебегающими проезжую часть, выходящими из-за автобусов и трамваев, за
неровностями дороги.
Важно ездить много - только практика закрепляет навыки. Как можно дольше,
пока не почувствуешь уверенности, не вози пассажиров. Во-первых, они отвлекают
от управления уже своим присутствием, во-вторых, ты за них отвечаешь,
и в случае аварии даже по их вине - отвлекли разговором - оплачивать пособие
по их нетрудоспособности, если они пострадают, будешь ты.
Во время движения по дорогам и улицам развивай навыки обнаружения средств
регулирования движения - указателей, знаков, светофоров, дорожной разметки,
регулировщиков. Учись замечать все, что формирует ситуацию на дороге -
автомобили, пешеходов, сигналы водителей, тип и состояние покрытия, боковые
дороги и линию застройки зданий у пересечений. Развивай боковое зрение,
переводи взгляд, не поворачивая головы. Это помогает правильно оценивать
дорожную обстановку. Стоящий пешеход может пойти. Стоящий у обочины автомобиль
может неожиданно тронуться или у него откроются двери с левой стороны.
Упражнения по маневрированию - повороты, развороты, движение задним ходом,
въезд в ворота - сначала разучи, а затем повторяй до автоматического их
выполнения в различных условиях движения. Не менее 75% учебного времени
посвяти выполнению всех возможных маневров.
По окончании каждого упражнения давай самооценку достигнутым результатам
и, проанализировав ошибки, обдумывай способы их устранения. Не надейся,
что все необходимое подскажет и расскажет инструктор. Самообучение и самоконтроль
- обязательные требования к водителю. Ездить придется без инструктора,
в сложных дорожных условиях, в мощном и опасном автомобиле, подчиняющемся
любой твоей команде - даже неразумной.
Не стесняйся играть в компьютерные игры, имитирующие автогонки, - они
развивают реакцию и наблюдательность. Скоро в практику войдут тренажеры,
использующие компьютерную технологию виртуальной реальности, - занятия
на них так же продуктивны, как и реальное вождение, только аварии нереальны.
Навыки без применения забываются, поэтому время от времени на пустырях
продолжай упражнения <змейка>, <восьмерка> и другие, на ледяных площадках
отрабатывай приемы борьбы с заносом.
Не стесняйся приклеить на заднем стекле и как можно дольше не снимать
признак малоопытного водителя: чайник внутри красного треугольника, знак
<Прочие опасности> или знак <У>. Это вызывает у большинства водителей
лишь терпимость к зигзагам и неловкостям новичка и даже спасает от хамства
наиболее агрессивных <водил>.
Если заглохнет двигатель посередине улицы, не волнуйся, не реагируй на
раздраженные сигналы или крики других водителей, не суетись. Это бывает
с каждым и не только с начинающими. Включи аварийную сигнализацию. Заведи
двигатель и не спеша трогайся. Если двигатель не заводится, покажи рукой
другим водителям, чтобы они объезжали, а сам попытайся на стартере, или
толкая машину, добраться до тротуара, обочины или другого места, где машина
никому не помешает, и там не спеша устрани неисправность.
Приступай к тренировкам по вождению, изучив устройство автомобиля, зная
назначение механизмов управления, понимая, что происходит в агрегатах
автомобиля, зная поведение автомобиля в разных условиях и изучив основы
правил дорожного движения.
Источник: |