13 вопросов о радар-детекторах
Тяжело ехать положенные 90 км/ч, когда под капотом – бодрый и мощный
мотор! Так и тянет надавить педаль побольше… А с инспектором
разговаривать, наоборот, совершенно не тянет... Правда, есть
устройства, помогающие «переступить черту». Но будьте осторожны!
1. Что такое радар-детектор и как он работает?
Радар-детектор – компактный электронный прибор весом 100-200 г,
который улавливает радиосигналы, испускаемые радарами ГИБДД, и сообщает
об этом водителю. В зависимости от модели, «сообщение» может быть
звуковым («пиканье» разной интенсивности) или световым (цепочка диодов
и на ЖК-дисплее).
Радар-детектор подключается через прикуриватель и устанавливается на торпедо перед лобовым стеклом.
По конструкции радар-детекторы разделяются на устройства «прямого
детектирования»и «супергетеродинные». Первые представляют собой, по
сути, тот же приемник, настроенный на улавливание частот, испускаемых
радарами ДРС.
В устройствах второго типа установлен супергетеродин, который
генерирует те же частоты, что испускают радары ГИБДД, которые
«сравниваются» с приходящими извне. При совпадении выдается
предупреждающий сигнал.
2. А что такое антирадары?
Часто в обиходе антирадарами называют радар-детекторы, имея в виду одни
и те же устройства. Иногда антирадарами называют т. н. «активные»
радар-детекторы. Это приборы, которые выдают помеху на радар ДПС.
Известны совсем уж «продвинутые» конструкции антирадаров, которые
поглощают сигнал радара ГИБДД и выдают свой, и при скорости машины 120
км/ч на табло радара высвечивается, например, 59.5 км/ч. Однако стоит
такое устройство от $3 000 -$5 000.
3. Легально ли приобретать
и использовать такие устройства?
Обычные, пассивные радар-детекторы, которые только сообщают о работе
радаров ДПС, в России совершенно легально производятся и продаются.
Соответственно, их можно свободно приобретать и без опасений
использовать. Федеральным законом РФ пассивные радар-детекторы не
запрещены.
Что же касается активных радар-детекторов, или антирадаров, то эти
устройства запрещены для применения, поскольку они заглушают
«государственные» частоты, что законом не допускается. К тому же, их
использование квалифицируется как преднамеренное создание помех органам
правопорядка.
4. У ГИБДД на вооружении много разных моделей радаров. Детектор «засекает» любой из них?
Теоретически, на дорогу может выйти инспектор с новой,
экспериментальной моделью радара в руках, для которой еще нет
детектора. Но вспомним теорию вероятности. Подавляющее большинство
радаров ДПС в России и за рубежом работают в диапазонах Х – 10 525 МГц
(«Сокол», «Барьер», «Speedgan», «Inforser») а также в более современном
К-диапазоне (24 150 МГц) («Беркут», «Искра», ЛИСД-2).
Для определения сигналов этих радаров сегодня на рынке представлен
огромный выбор моделей детекторов – как от отечественных, так и
зарубежных производителей. Охватили разработчики и последнюю новинку
дорожной службы – лазерный радар, который тоже поддается
детектированию. На «выходе» у производителей и детекторы будущих
радаров K-диапазона (34 700 МГц), который сейчас начали только
осваивать российские КБ.
Заметим, что обновление парка радаров ГИБДД идет медленно – средняя
стоимость одной «трубы» составляет примерно $700, и выдать одним днем
всем инспекторам новые «суперрадары» невозможно.
5. Поможет ли детектор на дороге с автоматическими комплексами слежения?
Все зависит от системы. Есть комплексы, представляющие собой схему
«камера плюс радар». У таких систем локационная часть построена на тех
компонентах, что и у радаров К-диапазона, поэтому детекторы их
«засекают».
Но вот, например, на МКАД стоит система ПКС-4, представляющая собой
набор камер слежения, объединенных с компьютером. Камера фиксирует
движущийся объект, а программа рассчитывает, за какое время он проходит
определенное расстояние. Против такие комплексов детектор бессилен.
6. А не может ли детектор проиграть радару по дальности?
Нет. Детектор априори «видит» дальше радара, который испускает сигнал и
принимает отраженный. Поумничаем: расчет скорости производится на
основе эффекта Допплера – сдвиг частоты отраженного сигнала от объекта,
который движется.
Здесь отраженный от автомобиля сигнал оказывается достаточно
слабым, а чтобы его принять и обработать, исходящий сигнал должен быть
сильным. В зависимости от условий, рабочая дальность радара составляет
200-700 м, радар-детектора – 1 500-3 000 м и 800-1100 м – для
лазерного.
Если впереди по трассе работает радар, детектор обнаружит его раньше, чем автомобиль въедет в зону его действия.
7. Может ли детектор подвести –
«не заметить» радар?
Может. Если оставить в стороне неисправные и «кооперативные» – чаще всего китайские – устройства, то тут «есть варианты».
Начнем с того, что детектор «засекает» сигналы работающих радаров,
которыми меряют скорость у других участников движения. Поэтому, если на
участке «видимости» детектора до вашего эффектного появления радар не
работал, и ваша машины первая «в очереди» – то… готовьте портмоне. Но,
опять-таки, вероятность такого случая: инспектор только приехал, только
включил трубу – довольно мала.
Пропустить сигнал может детектор с супергетеродином. В нем частоты
радаров генерируются по очереди, и может статься так, что в тот момент,
когда сработал радар, детектор «занимался» другой частотой.
Но, учитывая, что интервалы времени «перебора» частот здесь измеряются в долях секунд, вероятность «пропуска» и тут невелика.
8. Какова техника езды
с радар-детектором?
Принцип простой: детектор засигналил – снижаем скорость. Чем громче
(чаще) прибор пиликает, чем больше лампочек загорелось – тем ближе
работающий радар, и тем оперативнее надо сбрасывать скорость.
9. Случаются ли у детекторов ложные срабатывания?
Случаются. Детектор может пищать, например, на сотовый телефон,
реагировать на различные внешние радиоволны. Наиболее подвержены этому
супергетеродиновые детекторы, поскольку они более чувствительны. В
топовых моделях таких детекторов производители ставят специальную
защиту от внешних помех.
Кроме того, большинство детекторов имеют два режима: «трасса» и «город», которыми выбирается чувствительность прибора.
10. Сколько стоят радар-детекторы?
Цены на детекторы отечественного производства начинаются с 400 руб. за модель, работающую в Х-диапазоне, и до
1 000-1 200 – за ту, что определяет радары Х- и К-диапазонов, а также лазер.
Детекторы зарубежного производства дороже, соответственно, на
30-50%. Китайские «кооперативные» дешевле: можно встретить и за 250-300
руб. «на все диапазоны».
11. Как относятся инспекторы ДПС
к использованию радар-детекторов?
К пассивному радар-детектору инспектор предъявить претензии на
основании закона не может, поскольку такие устройства не запрещены.
Но отношение к автовладельцу с радар-детектором, разумеется,
ухудшается – ведь детекторами, как ни крути, пользуются для того чтобы
нарушать правила. Поэтому на какую-либо лояльность инспектора и
«прощение за мелкое нарушение надеяться нечего.
12. Как инспектор может узнать, что
в машине стоит радар-детектор?
Прежде всего, инспектор может просто увидеть детектор, поскольку
устройство ставится на торпедо (для лучшей чувствительности и чтобы не
было экранирования сигнала). Кроме того, супергетеродиновые детекторы
«фонят» и на расстоянии 2-3 м от машины выдают помехи на радар. В
топовых моделях детекторов с супергетеродином стоит специальная защита
от обнаружения.
Детекторы прямого детектирования дистанционно не обнаруживаются никак.
13. Можно ли использовать радар-детекторы за рубежом?
Радар-детекторы законодательно запрещены в Финляндии, Латвии, Литве,
Эстонии, Швеции, Дании, Польше, Венгрии, Австрии, Испании, Франции,
Бельгии и Швейцарии.
На момент написания материала не было законодательного запрета на
использование радар-детекторов в Болгарии, Голландии, Норвегии,
Германии, Чехии, Румынии, Турции, а также в США.
Интересно, что даже внутри Евросоюза отношение к радар-детекторам
сильно разнится. Например, в Люксембурге за использование
радар-детектора можно угодить в тюрьму, а совсем рядом – в Германии –
таким устройством можно пользоваться свободно.
Более того: немецкая полиция неоднократно проводила специальные
акции, на которых автовладельцам дарили радар-детекторы. А дорожные
службы в опасных местах ставят «маячки», имитирующие сигналы радаров.
Подобные «ложные радары» ставят и в Соединенных Штатах. В Германии и
США считают, что радар-детектор дисциплинирует водителя, заставляя его
сбрасывать скорость.
Но все же, поскольку законодательство часто переписывают и
отношение меняют, прежде чем включать радар-детектор за границей, лучше
специально выяснить, разрешен он к использованию в данной стране или
нет.
Источник: |